вторник, 5 февраля 2013 г.

компактные поселения турков месхетинцев в грузии

НЕУЛОВИМАЯ «БРИГАДА»Пока войну ждут в Южной Осетии и Абхазии, она уже начинается в самой Грузии.от: 13.06.2006г.Обычный русский человек знает мало конкретного о жизни в Грузии. Митинги оппозиции против Саакашвили, вывод российских военных баз и все, пожалуй. Вино и «Боржоми» не в счет. «За кадром» в российских СМИ и вне зоны внимания Госдумы России остается активная работа руководства и спецслужб Грузии по организации смуты внутри собственной страны...Как сообщили многие информагентства, в середине мая в населенной преимущественно армянами грузинской провинции Самцхе-Джавахети появились листовки, подписанные «Бригадой освобождения Ахалцихе». В них говорилось: «Пришло время расплаты за наши унижения. Помните 1915 год. Геворгян сдох следующий Растакян» (Геворгян фамилия армянского юноши, убитого неизвестными в марте этого года в грузинском городе Цалка, а Растакян искаженная фамилия лидера джавахетийских армян Давида Рстакяна). Почти одновременно в городе Ахалцихе неизвестные лица нарисовали на стенах армянской святыни церкви Сурб Ншан большие полумесяцы. По мнению местных армян, эти события тесно связаны между собой. И это не первые инциденты, в которых «засветилась» «Бригада освобождения Ахалцихе». Представитель совета общественных организаций Самцхе-Джавахети Хачатур Степанян сообщил агентству «Регнум», что подписанные «Бригадой» антиармянские листовки распространялись в регионе и в октябре 2005 года. По его словам, тогда представитель Службы национальной безопасности Грузии в Ахалкалаки пообещал в кратчайшие сроки выяснить, кто угрожает населению, но до сегодняшнего дня ничего не сделано.Как сообщило армянское информагентство «Панармениан», в декабре прошлого года в его адрес поступили фотографии и видеофайл с «последним предупреждением» «Бригады освобождения Ахалцихе».В коротком фильме четверо вооруженных «бригадиров» на фоне турецкого флага зачитали ультиматум к армянам и русским, требуя от них немедленно убираться из Ахалциха и угрожая расправами тем, кто посмеет остаться.В обращении говорилось: «Кто встанет на нашем пути умрет. Мы не потерпим здесь даже упоминания о вас. Скоро земля Ахалцихе опять станет нашей. Русские вам не помогут. Их часы на нашей земле тоже сочтены. Уйти жить, остаться умереть». После прочтения своих требований, боевики «Бригады» с криками «Аллах акбар», стреляя в воздух, сожгли флаги Армении, России и США. Комментируя появление последних листовок, Давид Рстакян, указанный в качестве следующей потенциальной жертвы «Бригады», заявил «Регнуму», что «если министр внутренних дел и национальной безопасности в связи с выводом российской военной базы из Ахалкалаки заявляет о своей уверенности в том, что ситуация в Джавахети под его контролем, то он обязан выявить тех, кто распространяет листовки».Действия властей вызывают возмущение представителей и других нацменьшинств Грузии. В частности, президент Национальной ассамблеи азербайджанцев Грузии (НААГ) Дашгын Гюльмамедов заявил, что листовки это диверсионный акт департамента контрразведки МВД Грузии, преследующий цель разжечь антитурецкие настроения среди армян Джавахетии. По его мнению, такие действия грузинских спецслужб служат формированию среди армян Грузии устойчивого мнения о том, что если турки-месхетинцы вернутся в Самцхе-Джавахети, то на жителей этого региона начнется прямое давление со стороны Турции. Гюльмамедов заявил: «Нам известно, что среди турок-месхетинцев, нашедших временное пристанище в Азербайджане, в последнее время распространяются слухи о том, что по возвращении в Грузию они подвергнутся травле со стороны армян. Сопоставляя эти два факта, становится ясно, что департамент контрразведки МВД Грузии ведет грязную игру, всячески разжигая национальную рознь между армянами и турками-месхетинцами». «Что же касается так называемой «Бригады освобождения Ахалцихе», -сказал президент НААГ, это выдуманная оперативная легенда указанного ведомства Грузии, проводящего диверсии против своих граждан».Тем временем проправительственное издание «Грузия он-лайн» в срочном порядке попыталось спасти репутацию МВД, сообщив со ссылкой на главу этого ведомства Вано Мерабишвили, что лидер НААГ Гюльмамедов давно и тесно связан с экс-шефом грузинской госбезопасности Игорем Гиоргадзе. Топорно, конечно, но других аргументов просто нет. Правда, даже с этой точки зрения становятся понятными действия, целью которых является акцентирование внимания на межнациональных вопросах с возможной последующей эскалацией напряженности в многонациональной Грузии.Как пишет популярная в регионе газета «Северный Кавказ», то, что сейчас происходит в Грузии это часть нереализованной программы Звиада Гамсахурдиа «Грузия для грузин», которую продолжает выполнять и нынешнее правительство. Ее цель очистить Борчалы (Квемо-Картли) и другие регионы страны не только от армян, но и от азербайд

МИТИНГ МЕСТНОГО АХАЛЦИХСКОГО НАСЕЛЕНИЯПРОТИВ ВОЗВРАЩЕНИЯ ТУРКОВ-МЕСХЕТИНЦЕВ.г. Ахалцихе. Крепость. Территория медресе. Май 2007 года.

Грузины Адигенского района категорически против возвращения турок-месхетинцев. 11 июля парламент Грузии принял закон «О репатриации лиц, насильственно изгнанных бывшим Советским Союзом из Грузии в 40-х годах 20-го века». Отмеченный документ больше известен как закон о возвращении турок-месхетинцев, поскольку это было, в основном, требованием турок-месхетинцев обеспечить их возвращение на те территории, откуда их изгнали, то есть в регион Самцхе-Джавахк. До изгнания в 1944 году основная масса турок-месхетинцев проживала в Адигенском районе региона Самцхе-Джавахк. Здесь находилось около 30-ти их деревень. После принятия парламентом Грузии вышеуказанного закона делегации турок-месхетинцев, в основном из Азербайджана, стали посещать регион. В ходе беседы турки-месхетинцы, прибывшие в Адиген, отмечают, что цель подобных визитов не только посетить родину своих предков, но также выбрать соответствующее место для своего будущего проживания. Недавно члены прибывшей в Адиген группы турок-месхетинцев, состоящей из 15 человек, еще раз подтвердили, что хотят вернуться именно в те общины, откуда в свое время уехали. «Богатые семьи, у которых хорошие дома и земли, переселяться в Грузию не желают. Однако там, где живем мы, очень жарко, у нас проблемы с водой, и поэтому мы предпочитаем переселиться сюда», - заявляет представитель турок-месхетинцев Джавад Халидов. Однако турки-месхетинцы прекрасно понимают, что для переселения в этот регион необходимо «согласие властей Грузии» и «много денег». При этом закон о репатриации обеспечивает турок-месхетинцев только статусом насильственно выселенных лиц и не предусматривает предоставления какой-либо финансовой помощи со стороны грузинского государства. В селе Дерцел (Дерцели) Адигенского района сохранился дедовский дом Джавада Халидова: «Когда вернусь, зайду и буду в нем жить. Если не в Дерцеле, то негде больше я жить не буду». Сейчас Адигенский район состоит из двух поселков и 55 сельских общин. Старожилами здесь являются лишь жители сел Удэ и Арали, а грузинское население других сел это переселенцы, которые приехали сюда после 1944 года из Имеретии и Аджарии и заняли села и дома, принадлежавшие туркам-месхетинцам. Понятно, что большинство из них выступают категорически против возвращения турок-месхетинцев. Если грузин и татар (так в этих местах называют турок-месхетинцев) столкнуть друг с другом, то будет большой переполох. Когда это мы были друзьями, чтобы сейчас дружить?», - спрашивает жительница села Вархан Тамара Минадзе. 70-летняя женщина надеется на сплоченность жителей деревни: «Всей деревней встанем и не впустим ни одного татарина». Житель села Боладжур Котэ Багадзе также не считает так называемых турок-месхетинцев грузинами: «Грузинский ген еле упорядочился, восстановлен грузинский облик, и мы не дадим этим нелюдям посредством переселения смешать нашу кровь». В селе Занав Адигенского района в настоящее время проживает 84 семьи. 90% населения переселенцы, прибывшие в 1950-х годах из Аджарии, которые по сей день исповедуют ислам. «Этой земли даже нам не хватает. В любом случае, мы не примем татар. Будем бороться не на жизнь, а на смерть, все село встанет единым фронтом. Лучше им держаться от нас подальше», - говорит житель села Занав Тамаз Хозреванидзе. В 1990-х годах жители села восстановили старую мечеть, где каждую пятницу, в два часа, мулла совершает намаз. Несмотря на общность веры, занавцы также категорически против возвращения турок-месхетинцев.

Центр г. Ахалцихе и вид с центра города на крепость.Ахалцихская крепость. Вид не большой части мечети. Ахалцихская крепость. Вид мечети c боку.Ахалцихская крепость. Вид мечети со входа.Ахалцихская крепость. Внутреннй вид купола мечети.Ахалцихская крепость. Внутреннй вид стен мечети.Ахалцихская крепость. Общий вид медресе и двор за мечетью.Ахалцихская крепость. Общий вид медресе.Ахалцихская крепость. Медресе.

ТУРКИ - МЕСХЕТИНЦЫ.ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР - 260-280 тыс. человек (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Верующие - мусульмане-сунниты.В этногенезе Турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюркских элементов в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы).Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении 19 века и 1-й трети 20 века их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/5. Ко 2-й половине 19 века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним "турки-месхетинцы"; местные месхи (православные с 19 века) называли их "турками". В 1928 - 37 Турки-месхетинцы подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли). В 1944 Турки-месхетинцы были принудительно выселены из южных и юго-западных пограничных районов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. человек, из них около 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как "специальные переселенцы". В 1956 с Турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х годов среди Турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферганских событий 1989, когда Турки-месхетинцы Ферганской области Узбекистана стали жертвами межнационального конфликта, более 16 тыс. человек было эвакуировано в среднюю полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. человек переселились в Азербайджан, на Северный Кавказ, Казахстан, Украину.Современная материальная культура Турков-месхетинцев, некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Основными чертами бытовой культуры и семейной обрядности Турки-месхетинцы близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистической "общесоветской" культуры.По данным Переписи населения 2002 года численность турков-месхетинцев, проживающих на территории России, составляет три тысячи человек.

Полная версия этой страницы:

Армянский форум Вардананк [армяне, политика, история, военное дело] > Турки-месхетинцы

Комментариев нет:

Отправить комментарий